Виталий Нюркин, тренер по карате, спорт глухих: «К любому человеку нужен особенный подход»

В преддверии Чемпионата России по каратэ, спорта глухих представляем тренера «Регионального центра спортивной подготовки по адаптивным видам спорта» в этой дисциплине — Нюркин Виталий Валерьевич.

Почему вы выбрали профессию тренера/инструктора по адаптивной физической культуре?

Кто кого выбрал – я профессию, или профессия меня – судить сложно. Мои родители не слышат, и я с детства воспринимаю жестовую речь как нечто само собой разумеющееся. Ну, в самом деле – надо же людям как-то общаться, вот и заменили слова на образы, иногда, даже поражаешься, насколько точно и удачно.

В 2009 году восточные единоборства были включены в программу СЛИ (каратэ, тхэквондо, дзюдо), а годом позже при школе глухих состоялся первый набор. Эксперимент оказался непростым, но очень увлекательным. Вот и увлекся — всерьез и надолго.

Как давно работаете тренером/инструктором?

Свои первые тренировки я провел еще на первом курсе института, в 1995 году. Занимались на кафедре физической культуры Ульяновского Технического Университета. Ко второму курсу набралось почти полсотни единомышленников.

Какой эффект занятия оказывают на здоровье и личность занимающихся?

В спортзале, на беговой дорожке, спортивной площадке или бассейне человек попадает в необычные условия, когда от него требуется быть сегодня лучше чем вчера, а завтра – лучше чем сегодня. Может, не всегда заметно, но если человек это осознал  — многое начинает меняться в его жизни — и состояние здоровья, и характер, и окружение, и интересы. Развернутый ответ с цитированием научных источников даст всезнающий Гугл. А по-житейски – занятия физической культурой, несомненно, важная составляющая и укрепления здоровья, и формирования характера. Тренер как скульптор, живописец, садовник обязан проявить в человеке все, что заложено природой. В нашей работе это особенно остро ощущается.

Из-за пандемии тренировки не велись. Как Вы подошли к решению этого вопроса? Как тренировались спортсмены?

Были попытки вести трансляцию в Zoom, видеоуроки и просмотр видеоотчетов. Но по большому счету, это очень неэффективные инструменты в нашей ситуации. Нужен постоянный зрительный контакт, от которого постоянно отвлекаешься для комментариев, исправления ошибок, повтора задания. Плюс особенности психологии моих воспитанников – слабая мотивация, быстрая утомляемость, недостаточная концентрация на поставленной задаче.

Остановились мы на определенном наборе упражнений общей физической подготовки, нескольких технических комплексах, упражнениях для развития гибкости.

На мой взгляд, это было оптимальное сочетание. По крайней мере, к моменту снятия ограничений ребята были вполне в рабочем настроении и неплохих кондициях. В тренировочный процесс вошли практически без «раскачки».

Работа с «особенными» детьми требует особого подхода?

К любому человеку нужен особенный подход. Сильно помогает то, что я работаю с командой, где друг за друга переживают, поддерживают, советуют, объясняют. Это тоже результат многолетней работы.

Что Вас больше всего вдохновляет в Вашей работе?

Эта работа интересна. И еще более интересно, когда мне пытаются доказать, что это почти невозможно. Люблю интересные задачи.

9.10.2020